Перейти к основному содержанию
Рецепты Linux

Main navigation

  • Основы
  • Система
  • Команды
  • Программы
  • Дистро
  • Интерфейсы
  • Устройства
  • Доки
User account menu
  • Войти

Строка навигации

  1. Главная
  2. ABS Guide
  3. Часть 4. Материал повышенной сложности
  4. Глава 32. Стиль программирования

32.1. Неофициальные рекомендации по оформлению сценариев

  • Комментируйте свой код. Это сделает ваши сценарии понятнее для других, и более простыми, в обслуживании, для вас.

    PASS="$PASS${MATRIX:$(($RANDOM%${#MATRIX})):1}"
    # Эта строка имела некоторый смысл в момент написания,
    # но через год-другой будет очень тяжело вспомнить -- что она делает.
    # (Из сценария "pw.sh", автор: Antek Sawicki)
    

    Добавляйте заголовочные комментарии в начале сценария и перед функциями.

    #!/bin/bash
    
    #************************************************#
    # xyz.sh #
    # автор: Bozo Bozeman #
    # Июль 05, 2001 #
    # #
    # Удаление файлов проекта. #
    #************************************************#
    
    BADDIR=65 # Нет такого каталога.
    projectdir=/home/bozo/projects # Каталог проекта.
    
    # ------------------------------------------------------- #
    # cleanup_pfiles () #
    # Удаляет все файлы в заданном каталоге. #
    # Параметры: $target_directory #
    # Возвращаемое значение: 0 -- в случае успеха, #
    # $BADDIR -- в случае ошибки. #
    # ------------------------------------------------------- #
    cleanup_pfiles ()
    {
     if [ ! -d "$1" ] # Проверка существования заданного каталога.
     then
     echo "$1 -- не является каталогом."
     return $BADDIR
     fi
    
     rm -f "$1"/*
     return 0 # Успешное завершение функции.
    }
    
    cleanup_pfiles $projectdir
    
    exit 0
    

    Не забывайте начинать ваш сценарий с sha-bang -- #!/bin/bash.

  • Заменяйте повторяющиеся значения константами. Это сделает ваш сценарий более простым для понимания и позволит вносить изменения, не опасаясь за его работоспособность.

    if [ -f /var/log/messages ]
    then
     ...
    fi
    # Представьте себе, что через пару лет
    # вы захотите изменить /var/log/messages на /var/log/syslog.
    # Тогда вам придется отыскать все строки,
    # содержащие /var/log/messages, и заменить их на /var/log/syslog.
    # И проверить несколько раз -- не пропустили ли что-нибудь.
    
    # Использование "констант" дает лучший способ:
    LOGFILE=/var/log/messages # Если и придется изменить, то только в этой строке.
    if [ -f "$LOGFILE" ]
    then
     ...
    fi
    
  • В качестве имен переменных и функций выбирайте осмысленные названия.

    fl=`ls -al $dirname` # Не очень удачное имя переменной.
    file_listing=`ls -al $dirname` # Уже лучше.
    
    
    MAXVAL=10 # Пишите имена констант в верхнем регистре.
    while [ "$index" -le "$MAXVAL" ]
    ...
    
    
    E_NOTFOUND=75 # Имена кодов ошибок -- в верхнем регистре,
     # к тому же, их желательно дополнять префиксом "E_".
    if [ ! -e "$filename" ]
    then
     echo "Файл $filename не найден."
     exit $E_NOTFOUND
    fi
    
    
    MAIL_DIRECTORY=/var/spool/mail/bozo # Имена переменных окружения
     # так же желательно записывать символами
     # в верхнем регистре.
    export MAIL_DIRECTORY
    
    
    GetAnswer () # Смешивание символов верхнего и нижнего решистров
     # удобно использовать для имен функций.
    {
     prompt=$1
     echo -n $prompt
     read answer
     return $answer
    }
    
    GetAnswer "Ваше любимое число? "
    favorite_number=$?
    echo $favorite_number
    
    
    _uservariable=23 # Допустимо, но не рекомендуется.
    # Желательно, чтобы пользовательские переменные не начинались с символа подчеркивания.
    # Так обычно начинаются системные переменные.
    
  • Используйте смысловые имена для кодов завершения.

    E_WRONG_ARGS=65 
    ... 
    ... 
    exit $E_WRONG_ARGS
    

    См. так же Приложение D.

  • Разделяйте большие сложные сценарии на серию более коротких и простых модулей. Пользуйтесь функциями. См. Пример 34-4.

  • Не пользуйтесь сложными конструкциями, если их можно заменить простыми.

    COMMAND
    if [ $? -eq 0 ]
    ...
    # Избыточно и неинтуитивно.
    
    if COMMAND
    ...
    # Более понятно и коротко.
    
 

... читая исходные тексты сценариев на Bourne shell (/bin/sh). Я был потрясен тем, насколько непонятно и загадочно могут выглядеть очень простые алгоритмы из-за неправильного оформления кода. Я не раз спрашивал себя: "Неужели кто-то может гордиться таким кодом?"

  Landon Noll

Перекрёстные ссылки книги для 32.1. Неофициальные рекомендации по оформлению сценариев

  • Глава 32. Стиль программирования
  • Вверх
  • Глава 33. Разное

Book navigation

  • Содержание
  • Часть 1. Введение
  • Часть 2. Основы
  • Часть 3. Углубленный материал
  • Часть 4. Материал повышенной сложности
    • Глава 18. Регулярные выражения
    • Глава 19. Подоболочки, или Subshells
    • Глава 20. Ограниченный режим командной оболочки
    • Глава 21. Подстановка процессов
    • Глава 22. Функции
    • Глава 23. Псевдонимы
    • Глава 24. Списки команд
    • Глава 25. Массивы
    • Глава 26. Файлы
    • Глава 27. /dev и /proc
    • Глава 28. /dev/zero и /dev/null
    • Глава 29. Отладка сценариев
    • Глава 30. Необязательные параметры (ключи)
    • Глава 31. Широко распространенные ошибки
    • Глава 32. Стиль программирования
      • 32.1. Неофициальные рекомендации по оформлению сценариев
    • Глава 33. Разное
    • Глава 34. Bash, версия 2
  • Глава 35. Замечания и дополнения
  • Библиография
  • Приложение A. Дополнительные примеры сценариев
  • Приложение B. Справочная информация
  • Приложение C. Маленький учебник по Sed и Awk
  • Приложение D. Коды завершения, имеющие предопределенный смысл
  • Приложение E. Подробное введение в операции ввода-вывода и перенаправление ввода-вывода
  • Приложение F. Системные каталоги
  • Приложение G. Локализация
  • Приложение H. История команд
  • Приложение I. Пример файла .bashrc
  • Приложение J. Преобразование пакетных (*.bat) файлов DOS в сценарии командной оболочки
  • Приложение K. Упражнения
  • Приложение L. Хронология
  • Приложение M. Авторские права

Последние материалы

  • Приложение scanimage
    1 hour ago
  • Утилита sensors
    4 days ago
  • Сканер Rkhunter
    1 week 4 days ago
  • Программа resize2fs
    2 weeks 3 days ago
  • Аудиопроигрыватель QMMP
    3 weeks 1 day ago
RSS feed

Secondary menu

  • О проекте

© 2008–2025 Олег Меньшенин mensh@yandex.ru