Содержание

Данный учебник охватывает часть тем, изучаемых в рамках курса "Информатика и информационные технологии" и соответствует учебным планам, утвержденным на 2001-2002 уч. год. Значительно переработаны разделы учебника по темам "Символьные вычисления" (разделы Mathematica и Maxima) и "Логическое программирование". Добавлен новый раздел "Программирование на языке Ruby". Этот молодой и энергично развивающийся скриптовый язык еще мало известен в нашей стране. Ruby является чисто объектно-ориентируемым языком, во многом похожим на SmalTalk и Perl. Учебник соответствует печатной версии.
Глава 1 Основы информатики
Информация
Человек и информация
Обработка информации
Кодирование информации
Единицы измерения
Форматы файлов
Системы счисления
Двоичная система счисления
8-ная и 16-ная системы счисления
Перевод чисел
Примеры кодирования
Компьютер
История развития ЭВМ
Типы компьютеров
Архитектура компьютеров
Компоненты компьютера
Программы и компьютер
Компьютерные вирусы
Право и компьютер
Глава 2 Операционные системы и сети
Операционные системы
MS DOS
Microsoft Windows
ОС Linux
Особенности Linux
KDE
Окно shell
Работа с файлами
Переадресация
Перемещение по файлам
Права доступа
Копирование
Каталоги: mkdir и rmdir
Просмотр файлов
Перемещение
Удаление файлов
Работа с дискетой
Архивация файлов
Права доступа
Краткий справочник
Konqueror
Программа mc
Работа в сети
WWW
URL
Браузеры
Поисковые машины
E-mail
ICQ
Базовые сетевые утилиты
Глава 3 Графика на компьютере
Графические форматы
Растровая графика
Векторная графика
Средства работы
Paint
Знакомство с Paint
Редактирование в Paint
XPaint
Основные инструменты XPaint
Рабочее окно XPaint
Работа с цветом в XPaint
GIMP
Интерфейс GIMP
Панель инструментов GIMP
Окно изображения GIMP
Работа с файлами в GIMP
Создание изображений в GIMP
Открытие изображений в GIMP
Сохранение изображений в GIMP
Инструменты выделения в GIMP
Прямоугольник и эллипс
Лассо
Волшебная Палочка
Перо
Умные Ножницы
Работа со слоями в GIMP
Основные приемы
Функции меню
Маски
Анимация в GIMP
XFig
Объекты XFig
Панели инструментов
Главная панель
Панель объектов
Панель редактирования
Панель параметров
Панели информации
Горячие клавиши
Ввод графики в компьютер
Цифровая фототехника
Виды сканеров
Особенности сканирования
Графические планшеты
Глава 4 Обработка текста
Форматы текстовых файлов
Кодировки русского текста
Редакторы plain-текста
NotePad
Редактор KEdit
Редактор KWrite
Редактор McEdit
Emacs
Работа с файлами
Редактирование
Клавиатурные макросы
Дополнительные возможности
MS Word
Создание документа
Колонтитулы
Многоколоночный текст
Списки
Таблицы
Вставка графики
Включение математических формул
StarWriter
Форматирование текста
Орфография
Поиск и замена
Колонтитулы
Списки
Колонки
Таблицы
Графика
Формулы
Netscape Composer
Форматирование текста
Вставка гиперссылок
Вставка изображений
Таблицы в гипертексте
KLyX
Форматирование текста
Списки
Таблицы
Формулы
Глава 5 Основы языка HTML
Структура HTML-документа
Форматирование текста
Логическое форматирование
Физическое форматирование
Предварительно отформатированный текст
Графика в HTML
Гиперссылки
URL-адреса
Внутренние ссылки
Ссылка на e-mail
Списки
Нумерованные списки
Маркированные списки
Список определений
Вложенные списки
Таблицы
Атрибуты тега <TABLE>
Выравнивание данных
Объединение ячеек
Цвет в таблицах
Фреймы
Контейнер <FRAMESET>
Параметры кадров
Тег <FRAME>
Организация ссылок
Мультимедиа в HTML
Формы
Тег <FORM>
Теги форм
Тег <TEXTAREA>
Тег <SELECT>
Тег <INPUT>
Тип поля ввода
Советы
Глава 6 Динамический HTML
Стили и таблицы стилей
Использование стилей
Задание значений
Справочник по CSS
Классы стилей
Каскадные таблицы стилей
Применение CSS
Язык JavaScript
Рекомендации
Глава 7 Простейшие вычисления
Основы логики
Составные предложения
Законы логики
Импликация и эквивалентность
Преобразование выражений
Калькуляторы
Общие приемы работы с KCalc
Электронные таблицы
KSpread
Редактирование KSpread
Редактор формул KSpread
Gnumeric
Форматирование Gnumeric
Селектор функций Gnumeric
OpenOffice Calc
Форматирование в OpenOffice Calc
Формулы OpenOffice Calc
Диаграммы OpenOffice Calc
Глава 8 Системы компьютерной алгебры
Mathematica
Работа с выражениями
Графика
Уравнения и неравенства
Пределы и ряды
Дифференцирование и интегрирование
Матрицы
Логические выражения
Maxima
Работа с выражениями
Алгебраические преобразования
Решение уравнений
Определение функций
Построение графиков
Операции математического анализа
Матричные вычисления
Программирование в системе Maxima
Глава 9 Модели и программирование
Моделирование
Компьютерное моделирование
Клеточные автоматы
Парадигмы программирования
Директивное программирование
Декларативное программирование
Объектно-ориентированное программирование
Глава 10 Логическое программирование
Классическая логика и язык Пролог
Термы и объекты
Факты
Запросы к базе данных
Унификация
Правила
Рекурсивные процедуры
Базы знаний
Решение логических задач
Арифметические выражения
Примеры программ
Списки
Глава 11 Введение в ООП
Язык программирования Ruby
Объекты и методы
Переменные и константы
Массивы
Ввод данных
Методы
Операторы ветвления
Циклы
Библиотеки
Примеры программ
Глава 12 Программирование и интернет
От Ruby к Java
Переменные и типы
Массивы и ввод данных
Методы
Операторы ветвления и циклы
Библиотеки классов и примеры программ
Понятие об аплетах
Элементы языка JavaScript