Глава 8. Основы оболочки

Работая с Linux сегодня, вы можете взаимодействовать с системой почти без необходимости использовать интерпретатор командных строк (командную оболочку - Shell). После загрузки вашей системы Linux, вы обычно переходите к графическому пользовательскому интерфейсу, который проводит вас через систему входа и облегчает последующие взаимодействия с операционной системой. Графический пользовательский интерфейс в Linux (X Window System, оконная система X или X11) первоначально настраивается во время установки. Рабочий стол KDE, рабочий стол GNOME и другие оконные менеджеры, которые вы можете установить, используют эту систему для взаимодействия с пользователем.

Тем не менее, полезно иметь общие представления о работе с командной оболочкой, так как вы можете столкнуться с ситуациями, когда графический пользовательский интерфейс недоступен—например, из-за проблемы с X Window System. Если вы не знакомы с командной оболочкой, вы можете чувствовать себя некомфортно при вводе команд, но чем больше вы будете ее использовать, тем больше вы будете понимать, что командная строка часто является самым быстрым и простым путем выполнения повседневных задач.

В UNIX или Linux доступно несколько оболочек, которые немного отличаются своим поведением и принимаемыми командами. Оболочкой по умолчанию в openSUSE® является Bash (GNU Bourne-Again Shell).

Следующие разделы помогут вам сделать первые шаги в оболочке Bash и покажут вам, как выполнять основные задачи при помощи командной строки.

8.1. Запуск оболочки

Обычно существует два разных способа запуска оболочки из графического интерфейса пользователя, который загружается по умолчанию при загрузке системы:

  • вы можете покинуть графический интерфейс пользователя или

  • открыть окно терминала внутри графического интерфейса.

Тогда как первый способ всегда доступен, вторым способом вы сможете воспользоваться только если вошли в рабочую среду, такую как KDE или GNOME. Каким бы ни был ваш выбор, всегда существует обратный путь, т.е. вы можете переключаться вперед и назад между оболочкой и графическим интерфейсом пользователя.

Если вы хотите попробовать, нажмите Ctrl+Alt+F2 для того, чтобы покинуть графический режим. Графический интерфейс пользователя исчезнет и вы окажетесь в оболочке с приглашением входа. Наберите ваше имя пользователя и нажмите Enter. Затем наберите ваш пароль и снова нажмите Enter. Приглашение изменится, показав полезную информацию, как в следующем примере:

tux1@linux2:~3>

1

Ваше имя пользователя.

2

Имя вашего компьютера.

3

Путь до текущего каталога. Сразу после входа в систему текущим каталогом является домашний каталог, обозначенный символом тильда, ~.

Когда вы вошли на удаленный компьютер, информация, отображаемая в приглашении, всегда показывает систему с которой вы в данный момент работаете.

Когда курсор находится после приглашения, вы можете напрямую посылать команды вашему компьютеру. Например, вы можете ввести ls -l для вывода содержимого текущего каталога в подробном виде. Если этого достаточно для вашего первого пребывания в оболочке и вы хотите вернуться в графический режим, сначала вы должны завершить сессию. Для этого, наберите exit и нажмите Enter. Затем нажмите Alt+F7 для перехода в графический режим. Вы найдете ваш рабочий стол и запущенные приложения без изменений.

В случае, если вы находитесь в среде GNOME или KDE и хотите открыть окно терминала внутри рабочей среды, нажмите Alt+F2 и введите konsole (в KDE) или gnome-terminal (в GNOME). Это откроет окно терминала на вашем рабочем столе. Так как вы уже вошли в систему, приглашение отобразит информацию о вашей системе как описано выше. Теперь вы можете вводить команды и выполнять задачи так же как в любой оболочке которая выполняется параллельно с вашим терминалом. Для перехода к другому приложению на рабочем столе просто кликните на окне необходимого приложения или выберите его на панели задач. Для того, чтобы закрыть окно терминала, нажмите Alt+F4.

Поделиться с друзьями