Перейти к основному содержанию
Рецепты Linux

Main navigation

  • Основы
  • Система
  • Команды
  • Программы
  • Дистро
  • Интерфейсы
  • Устройства
  • Доки
User account menu
  • Войти

Строка навигации

  1. Главная
  2. Практическая информатика
  3. Глава 12 Программирование и интернет

Элементы языка JavaScript

JavaScript - это объектно-ориентированный язык, который хотя и имеет похожее название, не имеет непосредственного отношения к языку Java. Исходные тексты программ на языке JavaScript, как это уже отмечалось в первой части книги, включаются непосредственно в HTML-документы и интерпретируются браузером на компьютере клиента.

Напомним (см. шестую главу первой части книги), что существуют два способа включения программ на языке JavaScript, называемых часто скриптами, в гипертекстовый документ. При первом из них текст программы размещается непосредственно в самом HTML-файле с помощью тега script:


Второй способ вполне аналогичен включению в гипертекстовые документы ссылок на аплеты.

При этом предполагается, что текст программы размещен в отдельном файле с именем file.js.

Подобно другим языкам программирования JavaScript позволяет использовать переменные, операторы, классы и методы. Основным его достоинством, однако, явлется наличие в нем классов объектов, задающих структуру HTML-страницы, загруженной браузером, и возможность манипуляций с этими объектами. Именно об этих объектах, в основном, и пойдет речь далее.

Напомним, что происходит, когда пользователь сети интернет открывает гипертекстовый документ с помощью браузера:

  • текст страницы размещается в памяти компьютера;
  • он анализируется и "компилируется";
  • отдельные блоки документа размещаются во временной базе данных в соответствии с объектной моделью браузера;
  • к этим данным предоставляется доступ различным программам, в частности, рендеру, который и изображает страницу в окне браузера.

Объектами в указанной модели являются элементы рабочей области браузера и теги языка HTML, которые провязаны в иерархическую структуру, называемую объектной моделью браузера:

  • window - корневой объект;
    • self, window, parent, top - объекты окон;
    • navigator - объект, предоставляющий доступ к характеристикам браузера;
      • plugins[] - массив объектов Plugin;
      • mimeTypes[] - массив объектов MimeType;
    • frames[] - массив объектов фреймовой структуры;
    • location - объект, содержащий текущий URL;
    • history - объект, дающий доступ к истории посещенных ссылок;
    • document - объект, содержащий документ целиком;
      • forms[] - массив форм;
        • elements[] - массив объектов форм HTML (Button, Checkbox, ...)
      • anchors[] - массив якорей;
      • links[] - массив ссылок;
      • images[] - массив изображений;
      • applets[] - массив аплетов;
      • embeds[] - массив встроенных объектов;
      • scripts[] - массив блоков <script></script>
      • stylesheets[] - массив объектов с индивидуальными стилями.

Используя язык JavaScript, можно манипулировать как характеристиками браузера, так и визуализируемым в его окне документом. При этом программы на языке JavaScript в значительной степени управляются событиями, примерами которых являются нажатие кнопки или просто перемещение мыши. Каждое событие имеет свой собственный обработчик, которому соответствует определенный объект языка. Вот список наиболее часто используемых событий и обработчиков.

Событие Объекты Момент
возникновения
Обработчик
click button, radio button, checkboxes, submit button, reset button, links Пользователь "кликает" элемент формы или ссылку onClick
load body Страница загружается в браузер onLoad
mouseover links Пользователь проводит мышь над элементом onMouseover
mouseout links Пользователь убирает мышь с элемента.
Обычно используется в паре с mouseover
onMouseout
unload body Пользователь переходит к другой странице onUnload


Пример
Для того чтобы пользователь при переходе по ссылке из нашего документа на сайт www.site.com увидел некоторое сообщение, разместим в документе следующие строки.

интересный сайт

Перекрёстные ссылки книги для Элементы языка JavaScript

  • Понятие об аплетах
  • Вверх

Book navigation

  • Содержание
  • Глава 1 Основы информатики
  • Глава 2 Операционные системы и сети
  • Глава 3 Графика на компьютере
  • Глава 4 Обработка текста
  • Глава 5 Основы языка HTML
  • Глава 6 Динамический HTML
  • Глава 7 Простейшие вычисления
  • Глава 8 Системы компьютерной алгебры
  • Глава 9 Модели и программирование
  • Глава 10 Логическое программирование
  • Глава 11 Введение в ООП
  • Глава 12 Программирование и интернет
    • От Ruby к Java
    • Переменные и типы
    • Массивы и ввод данных
    • Методы
    • Операторы ветвления и циклы
    • Библиотеки классов и примеры программ
    • Понятие об аплетах
    • Элементы языка JavaScript

Последние материалы

  • Утилита sensors
    17 hours 51 minute ago
  • Сканер Rkhunter
    1 week 1 day ago
  • Программа resize2fs
    1 week 6 days ago
  • Аудиопроигрыватель QMMP
    2 weeks 5 days ago
  • Программа Timeshift
    3 weeks 4 days ago
RSS feed

Secondary menu

  • О проекте

© 2008–2025 Олег Меньшенин mensh@yandex.ru