Перейти к основному содержанию
Рецепты Linux

Main navigation

  • Основы
  • Система
  • Команды
  • Программы
  • Дистро
  • Интерфейсы
  • Устройства
  • Доки
User account menu
  • Войти

Строка навигации

  1. Главная
  2. Практическая информатика
  3. Глава 10 Логическое программирование

Базы знаний

Как уже отмечалось, программа на языке Пролог, содержащая факты и правила, составляет базу знаний. При разработке программ на Прологе часто используют встроенные предикаты, т. е. предикаты, определяемые автоматически при инициализации интерпретатора Пролога.

Встроенные предикаты используются так же, как и определяемые пользователем предикаты. Единственное ограничение - встроенный предикат не может являться головой правила или появляться в факте.

Одним из наиболее часто используемых встроенных предикатов является предикат not/1 (отрицание). Этот предикат истиннен, если его аргумент ложен, и наоборот. Можно использовать и другую форму записи данного предиката \+.

Пример

Если мы определим правило

 

ложь(X) :- not(X).
ложь1(X) :- \+(X).

то следующие запросы будут эквивалентны:

?- not(больше(собака, лошадь)).
Yes;

?- ложь(больше(собака, лошадь)).
Yes

Другим часто используемым встроенным предикатом является =/2 (унификация): =(X, Y). Этот предикат допускает более удобную форму записи X = Y. Значение этого предиката истинно, если термы X и Y удается унифицировать.

На предикат not/1 похож встроенный предикат \=, зависящий от двух аргументов. Утверждение X \= Y эквивалентно утверждению not(X = Y).

Иногда бывает полезно использовать предикаты, про которые заранее известно, истинны они или ложны. Для этих целей используют предикаты true/0 и fail/0. Предикат true всегда истинен, в то время как fail всегда ложен.

Встроенный предикат read/1 позволяет считывать термы с клавиатуры. При этом приглашение Пролога ?- меняется на |:. Вводимый терм должен обязательно заканчиваться точкой.

Пример

?- read(Name), read(Age).
|: коля. 15.

Name = коля
Age = 15
Yes

?- read(X), больше_2(X,Y).
|: осел.

X = осел
Y = собака ;
 
X = осел
Y = обезьяна ;
No

Если при обработке запросов Пролога вы пожелаете получить более подробный вывод, то для этих целей можно использовать предикат write/1. Аргументом этого предиката может являться любой допустимый терм Пролога. В случае, когда аргументом является переменная, будет напечатано ее значение.

Выполнение предиката nl/0 осуществляет перевод строки: последующий вывод начнется с новой строки. Предикат tab/1 выводит количество пробелов, определяемое его аргументом.

Пример

?- write('Hello World!').
Hello World!
Yes

?- write('Hello'), nl, tab(5), write('World!').
Hello
 World!
Yes

?- X = слон, write(X), nl.
слон

X = слон
Yes

В последнем примере сначала переменная X унифицируется с атомом слон, а затем значение переменнойX, т. е. слон, выводится на экран при помощи предиката write/1. После перехода на новую строку Пролог выдает отчет об унифицированной переменной, т. е. печатает X = слон.

Большинство Пролог-систем предоставляет доступ к справочной информации при вызове предиката help/1. Примененный к терму (обычно представляющему имя встроенного предиката) он осуществляет вывод краткого описания этого терма.

Пример

?- help(write).
write(+Term)
 Write Term to the current output, using brackets and operators 
 where appropriate. See feature/2 for contrillong floating point
 output format.

write(+Stream, +Term) 
 Write Term to Stream.
Yes

И, напоследок, поговорим о комментариях. Комментарии никак не влияют на выполнение программы, но при правильном их использовании они оказываются весьма существенной частью исходного текста. Несколько удачно расположенных строк с комментариями могут оказать человеку, читающему программу, большую помощь. Пролог игнорирует произвольное число строк, заключенное между символами /* и */. Все, что находится между % и концом строки, также рассматривается как комментарий:

Пример

/* Это 
 комментарий */

% Это тоже комментарий

Перекрёстные ссылки книги для Базы знаний

  • Рекурсивные процедуры
  • Вверх
  • Решение логических задач

Book navigation

  • Содержание
  • Глава 1 Основы информатики
  • Глава 2 Операционные системы и сети
  • Глава 3 Графика на компьютере
  • Глава 4 Обработка текста
  • Глава 5 Основы языка HTML
  • Глава 6 Динамический HTML
  • Глава 7 Простейшие вычисления
  • Глава 8 Системы компьютерной алгебры
  • Глава 9 Модели и программирование
  • Глава 10 Логическое программирование
    • Классическая логика и язык Пролог
    • Термы и объекты
    • Факты
    • Запросы к базе данных
    • Унификация
    • Правила
    • Рекурсивные процедуры
    • Базы знаний
    • Решение логических задач
    • Арифметические выражения
    • Примеры программ
    • Списки
  • Глава 11 Введение в ООП
  • Глава 12 Программирование и интернет

Последние материалы

  • Эмулятор терминала Terminator
    4 hours ago
  • Приложение scanimage
    6 days 1 hour ago
  • Утилита sensors
    1 week 2 days ago
  • Сканер Rkhunter
    2 weeks 3 days ago
  • Программа resize2fs
    3 weeks 2 days ago
RSS feed

Secondary menu

  • О проекте

© 2008–2025 Олег Меньшенин mensh@yandex.ru